ЙОГА‎ > ‎

Яма, нияма



8 ступеней йоги. Яма, нияма.

Яма - самообуздание (внешняя деятельность)
нияма - установленные правила (внутренняя деятельность)
асана - позы
пранаяма - контроль дыхания
пратьяхара - удаление чувств
дхарана - концентрация
дхьяна - медитация
самадхи - самадхи

    Внешние и внутренние средства взаимосвязаны. 
    Некоторые люди, рожденные с великими самскарами, в состоянии практиковать медитацию сразу, без прохождения через начальные стадии ямы и ниямы. Большинство же вынуждены продвигаться шаг за шагом, ступень за ступенью, гачиная с ямы  и ниямы, потому что в процессе жизни испытывается определенный недостаток в дисциплине и существует возможность бессознательного взрыва, который может создать ментальное расстройство. Такие взрывы происходят из-за загразнений ума, иногда случаются в медитации и приводят к расстройству психики. Это одна из главных причин неудач  в медитации. 


 ЯМА  или "САМООГРАНИЧЕНИЕ"

    Основанием йоги, как и всякой истинно духовной традиции, служат все­об­щие нравственные нормы. Поэтому первое звено у Патанджали – это не позы и не медитация, но нравственное поведение – яма (от yam – санскр. "обуздывать", "удерживать" – самоограничение, этика).
  
 
В су­т­ре II.30 перечислены пять нравственных обязательств, присущих всем основным религиям. Они таковы:

ахимса – ненасилие, 
сатья – правдивость, 
астея – неворовство, 
брахмачарья – воздержание, 
апариграха – нестяжательство.

    Вместе эти принципы составляют великий обет (маха врата), которому необходимо следовать независимо от места, времени или общественного положения человека. Если сравнить йогу с колесом, в котором спицы символизируют различные школы и течения йоги, а ступица – самореализацию, конечную ступень йоги, тогда яма и нияма (первое и второе звено аш­та­н­га-­йоги) будут ободом этого колеса. Какой бы путь ни выбрал для себя практикующий, он должен ясно пред­став­лять, что начинать нужно не с аса­ны или медитации, а с контроля над своими действиями, словами и мыслями, иначе все выстроенное им здание йоги будет подобно замку на песке!

    Согласно традиции самым главным принципом ямы является АХИМСА, или ненасилие.
   Буквально этот термин переводится с санскрита как "неубиение", но буквальный перевод не отражает всей многогранности данного принципа. В действительности ахимса – это непричинение вреда не только действием, но и словом, и мыслью. 
    Из принципа ахимсы возникает ве­ге­та­ри­ан­ство как нежелание быть причастным к убийству животных. В основе ахимсы – идея единства всех живых существ, поэтому прин­цип ненасилия должен соблюдаться по отношению не только к другим, но и к самому себе. Иногда бывает сложно определить, что является насилием над собой, а что – борьбой с собственной ленью и следованием дхарме (то есть закону во всех его аспектах).
Например, как расценить необходимость ходить на работу или ежедневные подъемы в 5 утра для практики асан и пранаямы? Ответ на этот вопрос может дать только ваш внутренний голос, который хотя бы иногда нужно попытаться услышать, или Гуру – Учитель, чья совесть чиста, а ум свободен от желаний.
   
    САТЬЯ или правдивость, истина.
    Правдивость, или САТЬЯ, является высшей добродетелью практикующего йогу. Слово сатья происходит от санскритского корня "сат" – истина.
    Махатма Ганди говорил: "Истина есть Бог, и Бог есть Истина".
 Правдивость не должна ограничиваться только речью, она должна быть и в мысли, в действиях. Однако правда, приносящая вред и боль другим, – это не истина.    
    В Пуранах есть такая история:

    На перекрестке двух дорог сидел человек. Мимо проехал богатый купец с товарами, а через некоторое время показались разбойники, преследовавшие торговца. Они спросили сидевшего на перекрестке, куда поехал купец. Человек подумал, что если он скажет правду, то разбойники догонят купца, ограбят и убьют (то есть совершится насилие). Если же он покажет другую дорогу, купец будет жив, но будет нарушена сатья.

     Пураны умалчивают о решении, принятом героем притчи, но другие священные тексты, в частности Бхагават-гита, указывают на приоритет ненасилия перед правдивостью. В Бхагават-гите (XVII.15) написано: 
   
"Произнесение слов, которые не причиняют страданий, правдивы, приятны и благотворны, а также регулярное чтение Вед называется аскетизмом речи".

    Надо быть с тем, что есть сейчас, что есть внутри Вас, с тем, что неизменно.
Если Вы утвердились в Истине, любое совершаемое Вами действие будет правдивым.
Когда внутри есть осознание Истины, в деятельности приходит успех.
    Истина- это качество сознания. Честность. Когда человек лжет, его сознание слабое. Успех преследует того человека который честен, с собой и окружающими. Также важно намерение, ясность его, чистота.
Такова сатья.

    АСТЕЯ, или неворовство, тесно связана с ахимсой, так как незаконное присвоение ценностей наносит вред тем, у кого они были украдены. Так же как и два предыдущих принципа ямы, астея должна соблюдаться не только в действиях, но и на уровне слов и мыслей.  Зависть, порождаемая желанием иметь, а также недовольством данного, порождает мысли, влекущие за собой нарушение этого правила. 
    Чистота помыслов, удовлетворение (связано с сантошей) , приверженность астее, и богатство само приходит.

    БРАХМАЧАРЬЯ, или целомудрие, является одним из самых бурно обсуждаемых аспектов йогической практики. Если ни у кого не возникает сомнения, что убивать, красть и говорить неправду плохо, то полный или частичный отказ от физических отношений между мужчиной и женщиной вызывает массу споров.
     Брахмачарья (санскр. "благочестивое поведение") предлагается Патанджали как непременное условие йогической дисциплины. И за время своей собственной практики я не раз сталкивалась с мыслью великих учителей о том, что практикующий йогу должен соблюдать полное половое воздержание, как на деле, так и в помыслах и словах. 
    Безусловно, йога, как и всякая духовная практика, призвана удерживать человека от беспорядочного расходования энергии (одним из видов которой является сексуальная энергия), с тем чтобы направить ее на достижение высших духовных целей. Этот самоконтроль и самоограничение дают невероятные силы тем, чья цель – освобождение от цепи перерождений (мокша).

    АПАРИГРАХА означает свободу от накоплений, нестяжательство и неприятие даров. Это другая грань астеи. Соблюдая апариграху, практикующий йогу отказывается от вещей, которые не нужны ему в данную минуту. Не следует брать ничего незаработанного или даваемого в качестве услуги. Накопление богатств вызывает привязанность к ним и боязнь утраты. Это делает вас несвободным. 

    Считается, что каждая из этих пяти добродетелей, если их исполнять полностью и безусловно, дарует сверхъестественные способности (сиддхи). И с уверенностью можно сказать, что соблюдение этих нрав­ствен­ных принципов выводит человека на новый, гораздо более высокий уровень взаимоотношений с собой и миром.


НИЯМА или "НАЗНАЧЕННЫЕ ПРАВИЛА"

шауча- чистоплотность
сантоша - удовлетворенность
тапас - аскетизм
свадьяя - самоизучение
ишвара пранидхана - отдача себя Космической воле


    ШАУЧА
    С этой сутры начинается обсуждение ниям. И сказано, что " от очищения приходит безразличие к телу и непривязанность к другим". Имеется ввиду "безразличие" как отсуствие страстей ( таких как  похоть, зависть, т. п.), а также, непривязнность к чувствам ( например, вкус, запах), к телу как "понимание тела - храма для Души"...
   
 " До тех пор, пока ты не будешь чувствовать каждую каплю воды, упавшую на твое тело, купайся !"- так учил Парвати Шива , когда она проходила 8 ступеней йоги, а именно шаучу.
       Практикой ментальной чистоты достигается жизнерадостность, концентрация, контроль чувств  и обретается способность видения самости.
    
    САНТОША
   " Непревзойденное счастье приходит от практики удовлетворения" - так гласит сутра.
Дело в том, что невозможно реализовать более высокое сознание тому, кто не удовлетворен собой или чем-нибудь еще.
    Неудовлетворенность - одна из больших завес " авидьи" (неведения, заблуждения). Она приводит (неудовлетворенность ) к психическим заболеваниям, потому что является причиной многих комплексов и тем самым вызывает нежелательное состояние болезни ума.
    Счастье, которое приходит от практики сантоши, беспримерно. Что даёт возможность погружаться в более глубокие слои медитации.

    ТАПАС
    Буквально слово «тапас» означает гореть, создавать жар, производить энергию. Обычно тапас переводится как аскетизм, суровость, искупление, но в действительности оно означает процесс, который полностью удаляет отпечатки, «окалину» с внутри находящейся личности.
    В Бхагавад Гите говорится, что огонь джняны сжигает весь запас кармы, что означает, что он сжигает накопленные кармы, текущие кармы и кармы, которые уже принесены в жертву.
слово «тапас» используется не в смысле аскетизма или искупления, а в смысле генерирования некоего вида жара. Этот жар может генерироваться пранаямой, хатха йогой, мудрами и бандхами, концентрацией ума, брахмачарьей или ахимсой. Это не только физическое тепло, это в то же время жар праны, ментальный жар, духовныйжар. Он имеет психическую природу.

"Практикой аскетизма разрушаются загрязнения и приходит совершенство тела и органов чувств" - так гласит сутра.
   
    Существуют 5 "огней" тапаса:

1. Когда тело подвергают закаливанию под солнцем ( на восходе или закате), что делает кожу прочной.
2. Когда тело подвергают воздействию жара от огня , чтобы сделать его стройным и смуглым.
3. Следует выполнять пранаяму, чтобы создавать тепло в теле.
4. Должен развиваться огонь концентрации на одной точке.
5. Огонь голодания.

    СВАДЬЯЯ
    Свадьяя означает наблюдение собственной самости с закрытыми глазами. Также концентрация внимание на божестве или богине. И в итоге соединение достигается. 
Возможно здесь имеется ввиду также поклонение Богу или Высшему Абсолюту и достижение его и принятие своей самости как проявление Высшего Божественного.
   
    ИШВАРА ПРАНИДХАНА
    " Успех в трансе приходит путем полного смирения перед Богом" - так гласит сутра.
Просто Сдаться!!! И на этом периоде практикующий теряет осознание тела, получает возможность начать более, глубокое осознание, пребывая в единстве и покое. 
Ишвара пранидхана удаляет помехи из тела и ума и наполняет медитацию духовным осознанием. 

    В течение практики ямы и ниямы благодаря старым привычкам , вредным наклонностям приходят ненужные влечения, которые создают беспокойство. Не следует использовать подавление влечений. Лучшим способом избавиться от них было бы размышление над противоположными тенденциями. ненависть побеждаем любовью ! ОМ!

 Из комментарий Свами С. Сарасвати "Йога-Сутра Патанджали"