ТАНТРА



Тантра и неверные представления о ней. - Давид Фроули

Шри Янтра
Никакой борьбы  - вот основное учение. -  Ошо


  
Понимание Тантры, ее истинной сути, смысла и Пути в наш век достаточно неоднозначное и в быту на сегодняшний день все чаще извращено. Здесь же я буду ссылаться на древние тексты, на трактовку мастеров и понимание учителей. Ваш выбор принимать или нет.

 ОМ!
Амби Шакти
 
  


ТАНТРА И ЙОГА

Тантра и неверные представления о ней

    
Очищение сущности от заблуждений Очарование Тантры. Возможно, нет ничего более экзотического, волнующего и сенсационного в традиции индийской йоги, чем практика Тантры. 
    Ни один другой подход к йоге не являл такого очарования для современного ума и его стремления к причудливому, увлекательному и загадочному.
    Тантра предлагает и духовный, и мирской успех в высшей степени. 
    Она объемлет не только сокровенные йогические знания, но включает в себя много важных практик исцеления тела и духа. 
    В особенности она предлагает специальные методы для увеличения сексуального наслаждения, зарабатывания денег, обретения признания и разгрома врагов – с тантрическими методами, действенными для выполнения всех человеческих желаний. 
    В Тантре есть что-нибудь для каждого, в особенности для тех, кого могут отпугивать аскетические, связанные с отречением от мира подходы к духовной жизни, такие, которые, кажется, доминируют в большинстве прочих направлений традиции йоги.
И все же за этим очарованием Тантры находятся очень глубокие учения, включая некоторые из самых живых течений и разработанных практик в традиции йоги последнего тысячелетия или более. Хотя Тантра имеет много, чтобы предложить каждому, мы должны научится распознавать между тем, что является настоящей, и тем, что является поверхностной Тантрой, в противном случае любой может пасть жертвой искаженных представлений, наблюдать которых можно много.

    Тантра и исполнение желаний.

     Даже в Индии тантриков часто изображают великими волшебниками, наделенных особыми силами, что преодолеть трудности и исполнить наши желания благодаря использованию драгоценных камней, мантр, янтр и пудж для того чтобы завоевать богов на нашу сторону и отогнать злые силы и дурную карму, стоящие на пути к нашему счастью. Такие тантрики могут использовать вполне определенные системы знания, в особенности ведическую астрологию, а также йогу и аюрведу, и быть искушенными в их применении.
    Но даже их притязания носят более личный характер, связанный с их собственными особыми возможностями или сиддхи и отношениями с божествами, гуру или даже привидениями, что может действовать для нас таинственным образом, снимая любые внешние ограничения, с которыми мы можем столкнуться. 
    Некоторые тантрические гуру считаются такими могущественными, что лишь одно их прикосновение или взгляд может дать нам все, что мы пожелаем. 
    Они предлагают нам быстрые и чудесные способы совершить то, в чем наши собственные усилия, карма и судьба отказывают нам.
    Естественно, имидж такого тантрического гуру может легко быть использован.
    Такие гуру могут просить о многом или требовать нашей личной покорности и преданности различными способами. Многие индийские политики обычно нанимают таких тантриков, надеясь использовать их способности, чтобы выиграть выборы и нанести поражение своим конкурентам. Эта магическая форма Тантры вызывает появление развлекательных рассказов и хороших романов, придавая им дополнительное очарование и основу для преувеличений.
    Даже на подлинных гуру можно смотреть с такой точки зрения как на способных исполнить наши желания, пусть они и не создают сами имиджа тантрика-мага, достаточно лишь человеческого желания божественного вмешательства, чтобы сделать нашу жизнь лучше и какой бы нам хотелось ее видеть.
    Очарование Тантры не есть нечто новое в человеческих культурах. Тантра это другая разновидность того же самого старого влечения к магии, оккультизму и ритуалу, что мы находим в некоторой степени во всех культурах, и оно имело очень важное значение повсеместно в древнем мире. Древние ведические обряды, как и современные тантрические предназначены для достижения всех целей человеческой жизни, начиная от камы или наслаждения и до победы в битве и мокши или освобождения.
    Такое стремление направить космические силы на исполнение наших человеческих желаний присутствует даже в монотеистических религиях. 
    В западных религиях молитва таким же образом использовалась, чтобы обеспечить мирское или общественное благосостояние, подобно тому, как христианские евангелисты в Америке устраивают молитвы и церковные службы ради переизбрания Джорджа Буша. 
Упование на Бога – будь ли то на не имеющего формы или в форме различных богов и богинь, или святых и гуру – ради исполнения наших человеческих желаний – это один из первых и самых общих путей человеческого религиозного поиска.
Неразвитое человеческое эго естественно сначала подходит к Богу со своими собственными нуждами более, чем с подлинными поиском знания и преданности. 
    Тантра открывает нам один из самых разработанных путей, чтобы делать так, и признает его ценность в качестве первого шага в направлении духовного восхождения для человека. Чтение мантр для того, чтобы увеличить наше процветание или найти хорошего спутника жизни или с какой-либо другой такой же личной целью является частью такого подхода. Нет ничего неверного в таких практиках, но они не представляют более высокие аспекты Тантры или йоги. Тантра и секс. Тантра знаменита, как самое ориентированное на секс из направлений йоги. 
    В то время как это может быть обнаружено в некоторых течениях традиционной Тантры, таких как вамачара, или храмах, подобно Кхаджарао, именно на Западе о таком понимании Тантры больше всего говорят. 
    В западных странах под тантрическим наставником обычно подразумевается любой, кто преподает тантрический секс, который является обычно соединением йогического подхода тантрического ритуала с сексом по Камасутре и психологической Нью Эйдж.
Наставники западной тантрической йоги это преимущественно наставники йоги секса, могущие также быть сексопатологами.
    Их претензии состоят в том, чтобы сделать сексуальный опыт не только более сакральным, но также связанным с большим наслаждением.

    Конечно, именно в Тантре мы находим самое разработанное поклонение Богине, которое естественно вызывает представление о сексе, особенно в наш век СМИ.
    Традиционная Тантра в основном является частью шактистской традиции, которая посвящена Богине во всех ее формах. 
    Западная Тантра подобным же образом является частью возрождения поклонения Богине, которое распространено в языческих и туземных традициях. 
    Эта сторона Тантры также имеет свое место, но она подвержена преувеличениям.
 
    Шакти это не просто секс – который, кроме того, является одним из аспектов космической энергии, особенно мощной в нашей воплощенной природе – она включает в себя все космические силы. 
    Великие силы природы, такие как молния, солнечный свет и лунный свет это также шакти, как и силы пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Электромагнитная энергия физического мира и энергия любви и мудрости, относящаяся к душе, это также формы шакти. Поклонение шакти это не просто поклонение сексу, но понимание всех тех космических сил и их функций.
    Великие тантрики могут работать с энергиями и внешнего, и внутреннего мира. Мы сейчас видим, как западные тантрические гуру, которые используют Тантру для своих собственных целей, обыгрывают магические и сексуальные образы Тантры. 
Они склоняются к подходу «крэйзи гуру», который присутствует также и в традиционной Тантре. Такие неортодоксальные персонажи действуют способами, которые непредсказуемы, противоречивы или даже аморальны.
    Такой тантрик делает все, что ему заблагоросудится и действует настолько необычными и идиосинкранизичными способами, насколько это возможно.
Это может поставить гуру выше всех этических правил поведения, которым трудно следовать в те дни, когда раджас и тамас настолько доминируют в культуре. 

    Кундалини и чакры.
  
     Другие аспекты Тантры пришли на Запад и они также могут быть найдены в современной Индии, не будучи свободными от искажений в обоих случаях.
    Чакры являются общей для Нью-Эйдж темой, хотя часто они изображаются совершенно по-другому, нежели чем в классической йоге. Чакры, которые первоначально считались энергетическими центрами тонкого тела, часто сводятся к физической формуле.
    Они рассматриваются не сколько как центры духовного опыта, сколько места физического и чувственного исцеления.
    Такое исцеление через чакры является общим для многих течений Нью-Эйдж, включая различные формы массажа, работы с телом, работы с энергией и пранического исцеления. 
    В то время как эти практики могут приносить пользу для здоровья, они не раскрывают более глубоких аспектов энергии чакр в йогической практике, которая требует напряженной садханы, повторения мантр, занятий пранаямой и медитацией.
    Между тем кундалини в основном сводится к некоторой форме сексуальной энергии, ведущей к удивительным эмоциональным состояниям и переживаниям. Или ее рассматривают как некую природную силу, которую следует использовать в техниках. На ее истинную природу как силу сознания часто не обращают внимания. 
    Это соединение нью-эйджевских вымыслов с Запада и врожденной потребности индийцев в магической йоге создало большее поле для заблуждений и искажений, если ни для манипуляций и обмана. 
    Это вынуждает нас упускать из виду факт, что Тантра в более широком смысле это глубокий основательный, высокодуховный или очень эстетический путь постижения наполненной сознанием вселенной, в которой мы живем. Подлинная Тантра часто оказывается погребенной под этими блестящими приманками и преувеличенными притязаниями. 

    Более широкие аспекты Тантры.

    Отбрасывая эти искажения, мы должны признать, что Тантра это сложная традиция со многими сторонами и гранями, лежащими за пределами и противоположными этим распространенным вымыслам. Тантра переплетается с духовными учениями Индии и уходит глубоко внутрь ее древней истории. Распространенное понимание Тантры представляет только малую часть обширной системы знания.
Мы можем сравнить состояние Тантры с состоянием йоги, с которым оно связано. Как и в случае Тантры, акцент делается на физической стороне йоги – практике йогических поз или асан – даже хотя они представляют малую часть классической йоги, чей главной темой является медитация. 
    Мы живем в материалистическом веке или веке СМИ, в котором духовные традиции отбрасываются или сводятся к физической, щекочащей чувства модели. Это может популяризовать, но это легко ослабляет и искажает. 
Такой действующий на чувства образ Тантры может побудить некоторых людей к тому, что они захотят отвергнуть Тантру всецело. Некоторые духовные группы Востока и Запада по этой причине предпочитают избегать Тантру. 
    Это есть ошибка другого рода, потому что это побуждает их пренебречь позитивными аспектами Тантры, ее богатством знания и практик касательно всех тонких аспектов йоги, поклонением божествам и тем, что позволяет привести в гармонию деятельность в мире людей с божественными мирами выше. Подлинный вопрос состоит в том, как отделить более глубокие и высокие аспекты Тантры от внешних и поверхностных взглядов. Тантра это точная система знания, которая обеспечивает особые результаты и внутреннюю трансформацию в случае верного использования. Применение мантр, ритуалов, пранаямы и медитации в тантрических учениях вероятно наиболее разработано и совершенно во всей традиции йоги.
Тантра также показывает нам, как использовать такие системы, как ведическая астрология, васту и аюрведа для более глубоких уровней защиты и исцеления и для получения большего знания. Тантра, мантра и янтра.
    Именно в Тантре мы находим наиболее разработанное толкование силы мантры, при котором каждому слогу санскритского алфавита дается характеристика. 
Это биджа-мантры Тантры, мантры шакти, такие как ХРИМ и ШРИМ, которые являются самыми могущественными изо всех мантр. Тантра таким же образом дает самое лучшее объяснение использованию янтр или геометрических диаграмм для медитации. Например, поклонение Шри-Чакре и Шри-Янтре, вероятно, наиболее важное и разработанное из всех учений йоги, это самое важное тантрическое учение.
    Вся вселенная и тонкое тело присутствуют в Шри-Чакре. Поклонение ей объединяет индивидуум со всем бытием. 
    Тантра это хороший инструмент для того, чтобы помочь людям всех традиций вернуть назад поклонение Богине и восстановить соответствующие формы ее почитания.
 Когда христианство получило развитие, оно отвергло и осудило общераспространенное языческое поклонение греков, римлян, египтян и вавилонян. Все же в этих традициях формы поклонения, и внутренние, и внешние, были большей частью утрачены. Индуистская Тантра помогла восстановить эти методы поклонения через ее понимание ритуала, медитации и иконографии. Тантра предлагает такое богатство образов, как Даша Махавидья или Десять Форм Знания Богини, и многочисленные формы Кали и Дурги.
    Она обеспечивает самую подробную информацию относительно визуализации таких божеств, их форм, украшений и оружия и как их использовать. 
Тантра содержит важную традицию священного искусства с глубоким пониманием символизма и точных правил описания. Она хранит великие праздники в честь Богини, такие как Наваратри и Дурга-пуджа.
    Тантрические святые места от Камакхьи в Ассаме до Камакши в Тамилнду сохраняют не только традицию почитания Богини, но также живую связь с Богиней в природе. Историческое значение Тантры. Тантра это, возможно, главное течение в индийской духовности последнего тысячелетия или более, которое помогает нам понять ее общее развитие. Современный индуизм в основном, а буддизм и джайнизм во многом являются тантрическими. Сильный тантрический элемент присутствует в сикхской дхарме, если внимательно присмотреться. Тибетский буддизм большей частью является формой дхармы, заимствованной от индийских тантриков Бенгалии и Бихара. Такой буддизм мантр, мандал, божеств, йоги и медитации намного ближе к практикам индуистского тантризма и Вед, нежели чем к более древнему буддизму Шри Ланки и Таиланда. Традиционная Тантра имеет сильную аскетическую и монашескую форму, хотя в ней есть также и традиция для домохозяев. Особое тантрическое поклонение различным проявлениям Богини продолжается в главных мантхах Шанкарачарьи с использованием действенных мантр, янтр и обрядов. Шанкара сам был не только самым знаменитым из наставников адвайты, но также одним из самых важных учителей Тантры. Его великая поэма, посвященная Богине, Саундарья Лахари, остается, возможно, самым важным тантрическим текстом, используемым в поклонении Шри-Чакре. Агамическое храмовое поклонение на Юге Индии является тантрическим в этом более широком смысле.
    Вся шактистская традиция или поклонение Богине в Индии является тантрическим. Шиваизм в основном это Тантра.
    Тантрические элементы присутствуют даже в вайшнавской и иных традициях.
    Тантрические учения являлись важными для большинства современных гуру современной Индии, начиная с Рамакришны и Вивекананды, включая Ауробиндо, Шивананду, Анандамайи Ма и многих других. Ганапати Муни, главный ученик Раманы Махариши, был еще одним великим тантрическим йогом. Все же эта традиция намного древнее. 
Основные йогические гуру за прошедшее тысячелетие или более были большей частью натх-йогами, принадлежащими к тантрическим шиваитам, начиная с Горакнатха и Матьендры Натха. Такие натх-йоги были основателями традиции хатха-йоги, также как многих важных подходов к Тантре. Натх-йоги чтились Шанкарой, Джнанадевой, Абхинавагуптой и многими другими индуистскими учителями средневекового периода.
    Даже учение современного йогического гуру, Кришнамачарьи относится к традиции, основанной одним муни из натхов. 

    Это означает то, что без понимания подлинной Тантры тяжело постичь йогу. 
    
    Фактически, лучший способ понять подлинную Тантру это представить ее как расширенный вариант раджа-йоги. Подобно сутрам йоги, но более детально Тантра дает наставления относительно асан, пранаям, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи, добавляя при этом много более специфических форм и техник.
    Она дает детали касательно мантр и методов, на которые в сутрах только делаются намеки. Мы можем также объяснить подлинную Тантру как йогический подход к науке и искусству.
    В этом отношении ведические и тантрические науки пересекаются в таких дисциплинах как аюрведа, джьотиш и васту. Тантра является основой раса-шастры или алхимической стороны аюрведы и большей подходов аюрведы к физиологии. Тантра использует правила джьотиши для определения благоприятного времени для обрядов, пудж и так далее. Тантрическая архитектура и храмовое строительство берут начало из васту.
    Фактически именно в Тантре, в противоположность современным академическим ученым, которые неспособны увидеть ясную связь, мы находим наиболее разработанное применение ведических учений о ритуале, мантрах, яджне, пудже и медитации. Нравится ли нам это или нет, Тантра есть и останется господствующей силой не только в индийской, но и в мировой духовной жизни.
    В то время как мы можем отметить место популярных или нью-эйджевских форм Тантры в качестве введения в эти учения, важным является признать более широкий и глубокий масштаб подлинной Тантры, которая больше, чем они, и может быть совершенно отличной от них. 

    Тантра это практическое и энергетическое применение всего йогического знания о жизни, времени, пространстве и энергии.

    Если вы обращаетесь к ней с правильным намерением, она может предложить вам много большее, чем исполнение ваших желаний, она может помочь вам достичь высшей цели жизни – постижения всей вселенной внутри вашего собственного сознания.

Дэвид Фроули (Life Pozitive Magazine, Delhi, Jan 2005)



 ШРИ ЯНТРА

    
Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) – здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.).
    Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты - Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри его помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса). Внутри их 16-угольная звезда — это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре — точка Бинду, представляющая богиню, основу и источник вселенной.
    С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.
Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.
    Заметим, что геометрическое построение Шри Янтры всегда вызывало огромные трудности при воспроизведения ручным способом. Даже на самых известных изображениях можно легко заметить очевидные неточности и несовпадения. Это говорит о том, что до сих пор нет чёткого и математически выверенного алгоритма построения, хотя желающих создать это изображение собственными силами сегодня очень велико.
Наверх



НИКАКОЙ БОРЬБЫ -  ВОТ ОСНОВНОЕ УЧЕНИЕ


29 января 1973 года, Бомбей, Индия


Вопросы:
Эти техники принадлежат йоге или они, в действительности, являются 
сущностью тантры?
Как сделать секс медитативным? Должны ли практиковаться какие-либо специальные сексуальные позиции?
Является ли "анахат нада" звуком или беззвучием?

Первый вопрос:
Дорогой мастер, скажите пожалуйста, не принадлежат ли обсуждавшиеся до сих пор техники из Вигьяны Бхайравы Тантры к йоге, а не к истинной и главной сути тантры. Что является главной сутью тантры?

Этот вопрос возникает у многих. Техники, которые мы обсуждали, принадлежат также и йоге. Это те же самые техники, но есть и различие... вы можете использовать самые различные техники, скрывая за ними самую различную философию. Различаются схемы использования, их структуры, а не сами техники. Вы имете другое отношение к жизни, совершенно противоположное тому, что имеет тантра...
Йога верит в борьбу; йога является в основном путем воли. Тантра в борьбу не верит; тантра не является путем воли. Скорее наоборот, тантра является путем полного самоотречения. Ваша воля является проблемой, источником всех страданий. Для йоги проблемой является ваше самоотречение, ваше безволие...
Ваша воля может быть слабой, вот тогда вы страдаете - это говорит йога. С точки зрения тантры вы страдаете оттого, что у вас есть воля, у вас есть эго, индивидуальность... Йога утверждает, что если вы доведёте свою волю до абсолютного совершенства, то вы станете свободными. Тантра утверждает, что если вы полностью растворите свою волю, если вы полностью опорожнитесь от неё, то это будет вашим освобождением. И та и другая правы... это и порождает все проблемы. Для меня они обе правы.
Но путь йоги является очень трудным. Почти невозможно достичь совершенства в эго. Это означает, что вы стали центром всей вселенной. Путь является очень долгим и трудным и, в действительности, он никогда не достигает цели. Что же происходит с последователями йоги? Где-то по пути, в какой-либо из жизней они повернут к тантре.
Интеллектуально йога постижима, экзистенциально она невозможна... Имеется возможность, что вы достигнете и с помощью йоги, но это почти никогда не случается. Это случается очень редко, например, с Махавирой. Иногда проходят века и века, прежде чем появится человек, подобный Махавире, который достиг благодаря йоге. Но это является редким явлением, он исключение, которое подтверждает правило.
Но йога является более привлекательной, чем тантра. Тантра является лёгкой, естественной, вы можете достичь цели благодаря тантре очень легко, очень естественно, без всяких усилий. И из-за этого тантра никогда не привлекала к себе так много внимания. Почему? Всё, что привлекает вас, является привлекательным для вашего эго. Вас в большей степени привлечёт всё то, что удовлетворит ваше эго... Вы находитесь в руках своего эго, вот почему вас так привлекает йога.
В действительности, чем более эгоистичными вы являетесь, тем в большей степени вас привлекает йога, потому что это в чистом виде воздействие эго... Чем более что-либо невозможно, тем более оно привлекает ваше эго. Вот почему такую привлекательность имеет гора Эверест. Так привлекательно достичь высочайшей вершины Гималаев, - потому что это так трудно. И когда Хиллари и Тенсинг достигли вершины Эвереста, они испытывали высочайший экстаз. Почему так было? Потому что их эго было удовлетворено - они были первыми.
Когда первый человек опустился на Луну, можете ли вы себе представить, что он чувствовал? Он был первым во всей истории. И теперь его невозможно заменить - он останется первым и на всю будущую историю. Теперь нет способа изменить его статус. Эго глубоко удовлетворено. Теперь для него нет, и не может быть конкурента. Многие высадятся на Луну, но они не будут первыми. Многие могут высадиться на Луне, и многие могут достичь вершины Эвереста, - но йога предлагает вам высочайшую вершину. И чем более недостижимой является цель, тем на более высокой ступени находится эго - чистое, совершенное, абсолютное эго.
Йога должна быть очень привлекательной для Ницше, потому что он считал, что энергия, функционирующая позади жизни, является энергией желания - желания власти, силы. Йога даёт вам это ощущение. Благодаря ей вы становитесь более могущественными.
Чем в большей степени вы можете управлять собой, чем в большей степени вы можете управлять своими инстинктами, чем в большей степени вы можете управлять своим телом и чем в большей степени вы можете управлять своим умом, тем более могущественными вы являетесь. Внутри самого себя вы становитесь хозяином. Но это происходит через конфликт; это происходит в результате борьбы и насилия. И рано или поздно случается так, что человек, который практиковал йогу в течение многих жизней, приходит к пониманию того, что всё путешествие стало однообразным, безотрадным, тщетным, потому что, чем больше удовлетворяется эго, тем больше вы будете чувствовать безполезность этого. Тогда человек, следующий по пути йоги, поворачивает к тантре.
Но йога является привлекательной, потому что каждый является эгоистом. Тантра никогда не привлекает с самого начала. Тантра может привлечь только тех, кто работал над собой, кто действительно боролся методами йоги в течение многих жизней. Тогда тантра является для них привлекательной, потому что они могут понять... Обычно тантра вас не привлекает, и если вы и привлечётесь ею, то вы привлечётесь неправильными причинами, так что попытайтесь понять и их тоже...
Вы не будете привлечены тантрой с самого начала, потому что от вас требуется самоотречение, а не борьба... Она просит держаться на поверхности, а не плыть. Она просит вас плыть вместе с потоком, а не против потока. Она говорит, что природа хороша; доверяйте природе, не сражайтесь с ней... Даже секс хорош. Доверяйте ему, следуйте ему, втекайте в него... не сражайтесь с ним. «Никакой борьбы» - это основное учение тантры... Плывите. Расслабьтесь! Это не может привлекать, благодаря этому ваше эго не будет удовлетворено. С первых же шагов она требует, чтобы ваше эго было растворено, с самого начала она просит вас растворить его...
Йога также просит вас об этом, но в конце. Сначала она попросит вас очистить эго... 
А когда оно полностью очищено, оно растворится, оно не сможет оставаться. Но в йоге это является последним, а в тантре - первым.
Таким образом, тантра, вообще говоря, привлекать не будет. А если она и будет привлекать, то по неправильным причинам. Если вы, например, одержимы сексом, то вы сможете обосновать эту одержимость при помощи тантры. Это может стать привлекательным. Если вы одержимы по отношению к вину, к женщинам, к чему угодно, то вы можете почувствовать влечение к тантре. Но, в действительности, тантра вас не привлекает... Тантра является фасадом - приёмом, трюком. Вас влечёт к чему-то другому, что, как вы думаете, позволяет тантра. Поэтому тантра всегда привлекательна по неправильным причинам.
Тантра предназначена не для того, чтобы заниматься отпущением грехов, она предназначена для того, чтобы трансформировать вас... Поэтому не обманывайте самих себя. С помощью тантры вы очень легко можете себя обманывать, и из-за этой возможности обмана Махавира ничего не говорит о тантре. Эта возможность всегда имеется. А человек может обманывать, он может показывать одно, а иметь в виду другое, он может давать всему разумные объяснения.
Например, в Китае, в старом Китае, было нечто вроде тантры - тайное учение... Оно известно как дао. Дао имеет общее направление, подобное тантре. Дао, например, утверждает, что хорошо, если вы желаете освободиться от секса, что вы не должны приклеиваться к одному человеку - к одному мужчине или к одной женщине. Если вы хотите быть свободными, вы не должны приклеиваться к одному человеку. Дао утверждает, что лучше всё время менять партнеров.
Это абсолютно правильно, но вы можете по-своему объяснить это; вы снова можете обмануть самого себя. Вы можете быть просто сексуальным маньяком и, поэтому, думать: «Я реализую практику тантры, потому я не могу прилипнуть к одной женщине. Я должен менять партнёров». И многие императоры в Китае практиковали это. Для этого они имели большие гаремы.
Но дао имеет большое значение, если вы поглубже заглянете в человеческую психологию. Если вы знаете только одну женщину, то рано или поздно привлекательность для вас этой женщины пойдёт на убыль, но ваше влечение к женщинам останется. Вас будет привлекать противоположный пол. А эта женщина, ваша жена не будет, в действительности, человеком противоположного пола. Она не будет привлекать вас, она не будет магнитом для вас. Она станет знакомой для вас.
Дао утверждает, что если мужчина общается со многими женщинами, то он выйдет не только за пределы одной из них, но и за пределы противоположного пола. Само знание многих женщин поможет ему трансцендировать. И это правильно, - но опасно, потому что вам нравится это не потому, что это правильно, но потому, что это даёт вам официальное разрешение на распущенность. Для тантры это является проблемой.
Поэтому в Китае это учение тоже подавлялось, оно должно было подавляться. В Индии тантра также подавлялась, потому что она говорила о многих опасных вещах - опасных только потому, что вы склонны к обману... 
В противном случае они были бы чудесными. Ничто не преобразует человеческий ум таким чудесным и таинственным образом, кроме тантры... ни одно знание не является таким глубоким.
Но знание всегда имеет свои опасности. В настоящее время, например, наука становится опасной, потому что она узнала многие глубокие секреты. Сегодня она знает - как производить атомную энергию. Известно, что Эйнштейн говорил, что если бы ему была дана жизнь снова, то вместо того, чтобы стать учёным, он стал бы водопроводчиком, потому что, если оглянуться назад, то можно увидеть, что вся его жизнь была тщетной, - не только тщетной, но и опасной для человечества. А он раскрыл один из величайших секретов науки, но отдал его человечеству, которое обманывает самого себя.
Интересно... скоро может наступить день, когда мы вынуждены будем подавлять научные знания. Имеется слух, что среди учёных происходят обсуждения относительно того, должны они раскрывать свои секреты или нет - должны ли они прекратить свои исследования или продолжать их дальше, потому что сегодня многое становится опасным.
Каждое знание является опасным; только невежество не является опасным... вы мало, что можете сделать с его помощью. Подавления всегда полезны - они никогда не являются опасными. Они как гомеопатические средства. Если вам дают лекарство, оно не должно вредить вам. Поможет оно вам или нет - это зависит от вашей собственной безвредности, но определённым является одно: оно не должно вредить вам. Гомеопатия является безвредной... это глубокое суеверие. Если ему верить, то следует считать, что она может только помогать. Но запомните: если считается, что что-то может только помогать, то это глубокое заблуждение... Знанием является лишь то, что может, как помогать, так и наносить вред. Реальные вещи делают и то и другое - помогают и наносят вред. Только нереальные вещи могут только помогать... Но тогда помощь никогда не идёт от самой вещи, она всегда является проекцией вашего собственного ума. Поэтому полезными, в некотором смысле, могут быть только иллюзорные вещи; они никогда не вредят вам.
Тантра является наукой, и она является более глубокой, чем наука об атомном ядре... потому что наука об атомном ядре имеет отношение к материи, а тантра имеет отношение к вам, а вы всегда более опасны, чем атомная энергия. Тантра имеет отношение к биологическому атому, к вам, к живым клеткам, к тому, что является самим сознанием жизни, тому как работают его внутренние механизмы.
Вот почему тантра в такой существенной степени интересуется сексом. Тот, кто интересуется жизнью и сознанием, автоматически будет интересоваться и сексом, потому что секс является источником жизни, любви, всего, что случается в мире сознания. Таким образом, если ищущий не интересуется сексом, то он вовсе не является ищущим. Он может быть философом, но он не является ищущим. А философия является в большей или меньшей степени безсмысленной - размышлением о вопросах, не имеющих никакого значения.
Я слышал, что Мулла Насреддин интересовался девушками, но с ними его всё время преследовали неудачи, ни одна не любила его. Он собирался встретиться с одной девушкой в первый раз, поэтому он спросил друга:
- В чём твой секрет? У тебя всё прекрасно с женщинами, ты просто гипнотизируешь их, а я всегда терплю неудачу, так что дай мне какой-нибудь ключ к разгадке этого. На днях я собираюсь в первый раз встретиться с девушкой, так расскажи мне свой секрет.
Друг ответил:
- Запомни три вещи: всегда говори о пище, семье и философии.
- Но почему о пище? - спросил Мулла.
- Я говорю о пище, потому что тогда девушка чувствует себя хорошо - ведь каждая женщина интересуется пищей. Она сама является пищей для ребёнка, она является пищей для всего человечества, так что она в основном интересуется пищей.
- О'кей, - сказал Мулла. - А почему о семье?
- Говори о семье, чтобы твои намерения выглядели приличными.
Тогда Мулла спросил:
- А как насчёт философии?
- Говори о философии, это даёт женщине ощущение, что она является интеллигентной.
И Мулла отправился на свидание. Сразу же, как только он увидел девушку, он сказал:
- Привет, любишь ли ты лапшу? Девушка опешила и сказала:
-Нет!
Тогда Мулла задал второй вопрос:
- Нет ли у тебя братьев?
Девушка ещё более опешила и удивилась - что это за свидание? И ответила:
-Нет!
На мгновенье Мулла растерялся. Он думал о том, как ему начать разговор о философии. Он растерялся всего на мгновенье, а затем спросил:
- Ну, а если бы у тебя был один брат, то любил бы он лапшу?
Философия является более или менее безсмысленной. 
Тантра не интересуется философией, тантра интересуется реальной экзистенциальной жизнью. Поэтому тантра никогда не спрашивает, существует ли Бог или мокша, освобождение, или существуют ли ад и рай. Тантра задаёт основные вопросы о жизни. Вот почему она проявляет такой интерес к сексу и любви. Они являются основой всего... Вы существуете благодаря им; вы являетесь частью их.
Вы являетесь игрой сексуальной энергии, и пока вы не поймёте эту энергию и не превзойдёте её, вы никогда не станете ничем другим. Прямо сейчас вы есть не что иное, как сексуальная энергия. Вы можете быть чем-то большим... но пока вы не поймёте этого и не превзойдёте это, вы никогда не станете этим большим. Возможность этого существует в виде семени... Вот почему тантра интересуется сексом, любовью, естественной жизнью.
Но путь к знанию не лежит через конфликты. Тантра утверждает, что вы не сможете познать что-либо, если вы будете настроены на постоянную борьбу, потому что тогда вы не будете восприимчивыми. Тогда из-за этой борьбы тайны будут скрыты от вас... вы будете закрытыми для их восприятия. И всякий раз, когда вы сражаетесь, вы находитесь снаружи... Если вы сражаетесь с сексом, вы находитесь снаружи; если вы капитулируете перед сексом, вы находитесь в самом внутреннем его ядре, вы находитесь внутри. Если вы отрекаетесь от самого себя, то многое становится известным.
Вы входите в секс, но всегда с позиции борьбы. Вот почему вы не смогли узнать многих секретов. Вы, например, не познали жизнеутверждающие силы секса. Вы не познали их, и не могли познать... для этого необходимо было, чтобы вы находились внутри.
Если вы действительно плывёте вместе с сексуальной энергией, если вы действительно отреклись от самого себя, то рано или поздно вы прибудете в ту точку, где вы узнаете, что секс не только является причиной зарождения новой жизни, но он также и вам даёт больше жизни... Для любящих, секс может стать жизнеутверждающей силой, но для этого от вас требуется полное самоотречение. А раз вы отреклись от самого себя, то многое может случиться.
Например, и в тантре и в дао известно, что семяизвержение в половом акте не является для вас жизненно полезным. В семяизвержении нет никакой необходимости, семяизвержение можно полностью исключить. И тантра, и дао утверждают, что семяизвержение имеет место только потому, что вы сражаетесь, в противном случае в нём не было бы необходимости.
Любимый и любимая могут быть в глубоких сексуальных объятиях друг друга, они могут быть просто расслабленными друг в друге, но без поспешного семяизвержения, без всякой спешки окончить дело. Они могут просто расслабиться друг в друге. И если это расслабление является тотальным, то оба будут чувствовать в себе больше жизни. Они будут обогащать друг друга.
Дао утверждает, что человек может прожить тысячу лет, если у него не будет никакой спешки с сексом, если он будет глубоко расслабленным. Если мужчина и женщина глубоко расслаблены друг с другом, просто вплавлены друг в друга, поглощены друг другом, не находятся ни в какой спешке, ни в каком напряжении, то случаются алхимические вещи, - потому что встречаются жизненные соки обоих, электричество обоих, биологическая энергия обоих... И просто благодаря этой встрече, благодаря тому, что они противоположны - один является положительным, другой отрицательным, они антиподы - просто благодаря глубокой встрече друг с другом, они вселяют энергию друг в друга, делают друг друга более жизнеспособными, более живыми.
Они могут жить длительное время и никогда не становиться старыми. Но это, возможно познать только в том случае, если вы не настроены на борьбу... И это кажется парадоксальным. У того, кто сражается с сексом, семяизвержение будет происходить быстрее, потому что напряжённый ум стремится побыстрее освободиться от напряжения.
Современные исследования говорят о многих удивительных вещах, о многих удивительных фактах. Мастерс и Джонсон впервые научно установили, что происходит во время глубокого полового сношения. Они установили, что семьдесят пять процентов мужчин имеют преждевременное семяизвержение - семьдесят пять процентов! Прежде, чем они войдут в состояние глубокой встречи, происходит семяизвержение и половой акт заканчивается. Девяносто процентов женщин никогда не имели оргазма; они никогда не достигали глубины, вершины, вершины удовлетворённости - девяносто процентов женщин!
Вот почему женщины так сердиты и раздражены, они такими и будут оставаться... Никакая медитация не сможет умиротворить их, и никакая философия, никакая религия, никакая этика не примирит их с мужчинами, с которым они живут. Они разочарованы, они сердиты, потому что и современная наука, и старая тантра говорят им, что пока женщина не будет иметь глубокого удовлетворения в виде оргазма, она всегда будет оставаться проблемой в семье... То, что ей недостаёт, всегда будет порождать раздражение, и она всегда будет находиться в настроении борьбы.
Таким образом, если ваша жена всегда находится в воинственном настроении, то обдумайте всё снова. Дело не только в жене - причиной можете быть вы. И поскольку женщины не достигают оргазма, они выступают против секса. Они не желают так легко вступать в половые отношения. Им нужно давать взятку; они не готовы просто так вступать в половые отношения. Почему они должны идти на это, если они никогда не достигают в этом глубокого блаженства? Им, скорее, кажется, что мужчины используют их. Они ощущают себя вещью, которую используют, а затем выбрасывают.
Мужчина удовлетворён, потому что у него происходит семяизвержение. После этого он засыпает, а жена плачет... Она была просто использована, её переживание никак не удовлетворило её. Она, возможно, облегчила своего мужа, или любовника, или друга, но это никак не удовлетворило её.
Девяносто процентов женщин даже не знают, что существует оргазм. Они никогда не знали его... они никогда не достигали вершин такой блаженной конвульсии тела, когда вибрирует каждая частичка тела и каждая клеточка оживает... Они никогда не достигали этого, и в этом причина антисексуальной позиции общества. Здесь участвует сражающийся ум, а женщина настолько подавлена, что она стала фригидной.
Мужчина всё время совершает половой акт, как если бы это было нечто греховное. Он испытывает от этого чувство вины, что так это не должно делаться. И в то время, когда он занимается любовью со своей женой или возлюбленной, он думает о каком-нибудь махатме - о так называемом святом, - о том, как бы пойти к махатме и как бы превзойти этот секс, эту вину, этот грех...
От махатм очень трудно избавиться, они присутствуют даже тогда, когда вы совершаете половой акт. Вас не двое; должен присутствовать ещё и махатма. Если нет махатмы, то Бог следит за тем, как вы совершаете этот грех. Концепция Бога в уме человека напоминает некоторое недремлющее око - он всегда наблюдает за вами. Эта позиция порождает безпокойство, а когда есть безпокойство, очень быстро наступает семяизвержение.
Когда нет безпокойства, семяизвержение может быть отложено на часы - даже на дни. И в нём нет необходимости. Если любовь является глубокой, оба партнера могут вселять энергию друг в друга. Тогда семяизвержение полностью прекращается, и в течение многих лет любовники могут встречаться друг с другом без какого-либо семяизвержения, без какого-либо расходования энергии... Они могут просто расслабляться друг с другом. Их тела встречаются и расслабляются... они входят в секс и расслабляются. И рано или поздно секс перестанет возбуждать вас. Он возбуждает вас сейчас. А тогда это будет не возбуждение, а расслабление, глубокое расслабление.
Но это может случиться только в том случае, если вы капитулировали внутри перед жизненной энергией - перед жизненной силой. Только тогда вы сможете отречься от самого себя ради любимого или ради любимой... Тантра утверждает, что это случается, и говорит, как это может случиться.
Тантра говорит, что никогда не следует вступать в половые отношения в возбуждённом состоянии... Это кажется очень абсурдным, потому что вы желаете заниматься любовью именно тогда, когда вы возбуждены. И обычно для того, чтобы можно было заниматься любовью, оба партнера возбуждают друг друга. Но тантра утверждает, что при возбуждении вы напрасно расходуете энергию. Занимайтесь любовью, когда вы спокойны, уравновешены, медитативны. Сначала медитируйте, а затем занимайтесь любовью и, занимаясь любовью, не выходите за некоторые пределы. Что я имею в виду, когда я говорю о том, чтобы не выходить за некоторые пределы? Не становитесь возбуждёнными и буйными, чтобы ваша энергия не рассеивалась.
Если вы понаблюдаете за двумя людьми, занимающимися любовью, то вам покажется, что они сражаются. Если маленькие дети иногда видят, как их отец и мать занимаются любовью, то им кажется, что отец собирается убить мать. Они кажутся буйными, насильственными, кажется, что они сражаются. Это не прекрасно, это выглядит безобразно.
Всё должно быть более музыкально, более гармонично. Два партнера должны вести себя так, как будто они танцуют, а не сражаются - как будто они поют одну гармоничную мелодию, просто создают атмосферу, в которой оба могут раствориться и стать единым целым. А затем они расслабляются... Вот что имеет в виду тантра. Тантра совсем не сексуальна, тантра является наименее сексуальной, как наука и, всё же, она в существенной степени связана с сексом. И если благодаря этому расслаблению природа раскроет перед вами свои секреты, то это будет не удивительно. Тогда вы начнёте осознавать, что происходит. И при этом осознавании того, что происходит, в вашу голову войдёт много тайн.
Во-первых, секс становится дарующим жизнь. В том состоянии, в котором он находится сейчас, он является несущим смерть, вы просто умираете в нём, вы расходуете себя, разрушаете себя... 
Во-вторых, он является глубочайшей естественной медитацией... Ваши мысли полностью прекращаются. Когда вы полностью расслаблены со своим любимым, ваши мысли исчезают. Ума больше нет, бьётся только ваше сердце. Это становится естественной медитацией... И если любовь не сможет помочь вам в медитации, то ничто вам не сможет помочь, потому что всё другое является всего лишь поверхностным, искусственным. Если любовь не может помочь, ничто не поможет.
Любовь имеет свою собственную медитацию. Но вы не знаете любви... вы знаете только секс и вы знаете страдания, связанные с потерей энергии. Тогда из-за неё вы становитесь подавленными. Тогда вы решаете дать обет брахмачарьи, безбрачия. И этот обет даётся в условиях подавления, этот обет даётся в гневе, этот обет даётся в состоянии разочарования. Он вам не поможет...
Обет может оказаться полезным, если даётся в очень расслабленном, глубоко медитативном настроении. В противном случае вы просто показываете свой гнев, своё разочарование и ничего больше - вы забудете про свой обет через двадцать четыре часа. Снова будет притекать энергия и, как и ранее, вы должны будете освобождаться от неё.
Тантра утверждает, что секс является очень глубоким, потому что он есть жизнь. Но вы можете интересоваться тантрой по совсем другим причинам. Не интересуйтесь тантрой по неправильным причинам, и тогда она не будет казаться вам опасной. Тогда тантра станет трансформирующей вашу жизнь.
Некоторые тантрические методы могут быть использованы также и йогой, но с позиции конфликта, с позиции борьбы. Тантра использует те же самые методы, но с позиции любви - и это составляет основное отличие... Изменяется само качество техник. Техники становятся другими, потому что всё их обоснование другое.
Был задан вопрос: «Что является основной сутью тантры?» Ответом является - вы! Вы являетесь основной сутью тантры: чем вы являетесь сейчас и что скрыто в вас такого, что могло бы расти, чем вы являетесь и чем вы можете быть. Прямо сейчас вы являетесь сексуальной единицей, и пока эта единица не будет глубоко понята, вы не сможете стать духом, вы не сможете стать духовной единицей.
Сексуальность и духовность являются двумя концами одной и той же энергии...
Тантра начинает с вас таких, каковыми вы являетесь; йога начинает с вас таких, какими вы могли бы быть. Йога начинает с конца; тантра начинает с начала. И это очень хорошо - начинать с начала. Всегда хорошо начинать с самого начала, потому что если конец делается началом, то вы создаёте для себя ненужные страдания. Вы не находитесь в конце - вы не идеал. Вы должны стать богом, идеалом, но сейчас вы только животное. И это животное становится неистовым, потому что идеалом является бог... оно приходит в бешенство, оно сходит с ума.
Тантра учит забыть про бога. Если вы животное, то поймите это животное во всей его тотальности. Из самого этого понимания произрастет бог. И если он не сможет произрасти из этого понимания, то забудьте о нём, он никогда и не сможет появиться. Идеалы не смогут реализовать ваши возможности; помочь может только знание... Так что основной сутью тантры являетесь вы такой, каким вы сейчас являетесь, и вы такой, каким вы можете стать... сутью являются ваша действительность и ваша возможность.
Иногда люди терзаются сомнениями. Если вы приходите к пониманию тантры, то Бог не обсуждается, мокша - освобождение не обсуждается, нирвана не обсуждается... Какой же религией является тантра? Тантра обсуждает вещи, которые внушают вам отвращение, которые вы не желали бы обсуждать. Кто хочет обсуждать секс? Все думают, что они всё знают о нём. Поскольку вы можете воспроизвести потомство, вы думаете, что вы знаете его.
Никто не желает обсуждать секс, и секс является проблемой каждого. Никто не желает обсуждать любовь, потому что каждый чувствует, что он уже является великим любовником. А взгляните на свою жизнь! Она является просто ненавистью и ничем другим. И что бы вы ни называли любовью, это не что иное, как расслабление, небольшое облегчение от ненависти... Посмотрите вокруг себя и вы поймёте, что вы знаете о любви.
Баал Шем, факир, ходил к своему портному каждый день за своим халатом, а портной потратил шесть месяцев на то, чтобы сделать для него простой халат. Бедный факир! Когда халат был готов и портной отдал его факиру, Баал Шем сказал: «Даже Богу потребовалось всего шесть дней, чтобы создать мир. Скажи мне, как так получилось, что Бог создал весь мир за шесть дней, а у тебя ушло шесть месяцев на то, чтобы пошить этот простой мужской халат?»
Баал Шем вспоминал этого портного в своих мемуарах. Портной ответил: «Да, Бог создал мир за шесть дней, но посмотри на этот мир, посмотри на то, что это за мир. Да, он создал мир за шесть дней, но посмотри на этот мир!»
Посмотрите вокруг себя... посмотрите на тот мир, который вы создали. Тогда вы придёте к пониманию того, что вы ничего не знаете, вы просто идёте ощупью в темноте... А так как все остальные тоже двигаются ощупью в темноте, то не может такого быть, чтобы вы жили на свету... Если все другие тоже двигаются ощупью в темноте, то вы чувствуете себя хорошо, потому что тогда вы чувствуете, что не делается никакого сравнения.
Но вы также находитесь в темноте, и тантра начинает с вас такого, каким вы являетесь. Тантра стремится просветить вас относительно основных вещей, которые вы не можете отвергать. Если вы попытаетесь отвергать их, то это будет за ваш собственный счёт...

Ошо